* "Антиспамер" *



Осторожно - спам!


Автор: Алексей Гриневич
www.comizdat.com

Есть категория людей, которые вызывают у меня жгучее желание мстить.
Оставлять мертвых дроздов у них на пороге, резать
бельевые веревки и приходить в страшных снах…

Месть - это блюдо, которое лучше подавать холодным.
(Испанская народная пословица)


    Однако давайте немного остынем, возьмем себя в руки и разберемся со всем по порядку.

Эволюция агрессоров

    Этих людей можно узнать по блеску в глазах - холодному и проникающему. Они пытаются пролезть в ваше сердце, мысли и бумажник. Они выбирают вас среди толпы, если вы, не дай бог, расслабились и потеряли бдительность. Стоит появиться хотя бы малейшей тени счастья на вашем лице, как они возникают перед вами, словно чертик из коробочки. Много им не нужно.

    Самое главное при встрече с ними - не забывать, что это ИМ что-то нужно от вас, а не наоборот. Давайте присмотримся к ним поближе.

1. Свидетели Иеговы

    Вежливые и натасканные, как овчарки, они готовы положить свою жизнь на алтарь священной цели. В своей среде это братья и сестры, у них есть место и время для встреч с песнопениями и все они одержимы идеей экспансии своей большой дружной семьи. Пожалуй, даже комиссар Катани не справился бы с ними.

    Разговаривая с вами на остановке и, возможно, теребя пуговицу на вашем пальто, они ищут уязвимое место, чтобы незаметно укусить вас и сделать членом их монолитной матрицы. Их внутреннее устройство гораздо совершенней, чем у вампиров, потому что солнечный свет, чеснок и святой крест на них не действуют.

    Будьте осторожны: они хотят спасти вашу душу. Обратите внимание - это нужно, прежде всего, им, а не вам. Вы, собственно, их мало интересуете. Они зарабатывают очки перед выходом в следующий тур. Перед переходом на тот свет.

2. Коммивояжеры

    Представители этой профессии предпочитают действовать в одиночку. Выживают в сфере специфически-потной торговли те, кто работает в состоянии эйфории. Беседу они обычно начинают с чего-нибудь радостного, стараясь вызвать у вас улыбку и хорошее расположение духа.

    "Здравствуйте! Сегодня чудесный день и вы выиграли отличную сумку-термос! Поздравляю вас!" - примерно так все и начинается.

    Дальше он жмет одну вашу руку, а в другую тычет упаковку с товаром. Из всего, сказанного этим живчиком, правдой могла быть только та часть, которая касалась "чудесного дня".

    Рассказывая о том, как эта сумка-термос изменит вашу жизнь к лучшему, он торопится перейти к главному. Вы должны отдать ему энную сумму денег и можете оставить этот чудо-термос себе. Навсегда.

    Эти люди пытаются внушить, что одно прикосновение к сумке-термосу вершит чудеса и обязывает вас к покупке. И сошел коммивояжер с высокой горы, и увидел он купину неопалимую. Но термос - это не библейская купина, а потный коммивояжер - не Моисей.

    Если вы вернете ему товар, он расстроится. Полезет во внутренний карман пиджака, извлечет на свет божий шариковую ручку за 75 копеек и предложит купить хотя бы ее. За полторы гривни - невиданная скидка, вам просто везет сегодня.

    Ему кажется, что безупречно белая рубашка с галстуком, которые он одевает каждое утро, должны вызывать доверие у покупателя. Несчастный, он и не знает, что это годится только для рекламы стирального порошка на телевидении.

3. Страховые агенты

    Серьезные (а иногда даже хорошо одетые) люди приходят, чтобы напомнить вам о бренности этой жизни, о том, как легко могут воспламениться под действием солнца ваши промасленные носки, вывешенные на балконе, или как какой-нибудь бобер может случайно прогрызть дыру в вашей яхте.

    "Что - у вас совсем нет яхты?! Должен вас огорчить - бобра это не остановит. Да, сэр. Жизнь - сложная штука. Ее тоже лучше застраховать."

    Эти скромные мессии преследуют благородную цель: они продают уверенность в завтрашнем дне. Эдакое незыблемое ощущение безопасности, подтвержденное бумажными документами.

4. Распространители листовок

    Андроиды, одетые в человеческую одежду, встречают вас возле выхода из метро с распростертыми объятиями. В руках у них не автоматы времен второй мировой (хотя идут в атаку они, как немцы, цепью) - в руках у них красочные рекламные буклеты. Они становятся в правильных местах, чтобы вещать свои беззвучные заклинания как можно шире.

    Они действуют, как милиционер в кинофильме "Дежа-вю": расставляют руки в стороны и не дают вам пройти. Восклицание "Пропуск!" они заменяют другими, более подходящими к случаю.

5. Инспектор ГАИ (ГИБДД)

    Для этой категории назрела необходимость обновить официальные звания. Когда человек в форме представляется как "сержант Петренко", это не соответствует его реальной функциональности. "Менеджер по работе с клиентами Петренко" - совсем другое дело. И под козырек.

    Тут работа хорошо налажена и принимается как неизбежность.

6. Налоговый инспектор

    Мессия этого сорта имеет свою постоянную аудиторию. Ему некуда спешить: есть план проверок и все заранее известно. Как говорит Русское Радио, все будет хорошо. Видимо, этот афоризм касается и налоговых инспекторов тоже.

    Визит к инспектору не проходит даром, даже если у вас все в порядке. Хотя они, в общем-то, ничего лично против вас не имеют.

    К этому явлению лучше относиться как к некоему тарифу с абонплатой. Или же - если кто увлекается философией - как к реальности, данной нам в ощущениях.

Дитя прогресса

    Начал я довольно-таки издалека - и теперь хочу перейти к самому главному.

    Все описанные выше источники беспокойства действуют исключительно в своей сфере и по своим вполне определенным правилам. Они знают свою "целевую аудиторию" и рамки, в пределах которых можно дергать нас за пуговицы пальто.

    Но эволюция не останавливается - и в один прекрасный день появилась такая штука как интернет. В этом котле виртуальной демократии и зародился новый вид агрессора.

    …Они действуют, не спрашивая нашего мнения.

    …Они скрываются и от заказчиков, и от потерпевших.

    …Они считают, что занимаются рекламой.

    Возможно, вам приходилось видеть у себя подъезде возле почтовых ящиков кучи разбросанных бумажек - это работа их офлайновых коллег. В интернете же такие деятели имеют вполне определенное название - спамеры.

    Они занимаются массовыми рассылками электронных писем с содержанием рекламного характера. Спамеры берут деньги с рекламодателей, уверяя тех в чуть ли не беспредельной эффективности подобной "рекламы" (и все за какие-то несчастные 50 у.е.!). В результате проигрывают все. Ну, кроме самого спамера.

    Пользователям приходится получать рекламные письма за свои деньги, поскольку доступ в интернет все еще небесплатен, а забрать электронную почту - это вам не бумажки из обычного ящика вытряхнуть.

    Рекламодатель же вместо благодарных клиентов наживает армию раздраженных и враждебно настроенных людей, выслушивает гневные телефонные звонки и получает факсы неприличного содержания с угрозами кровавой мести. В итоге он зарабатывает отрицательный имидж для своей компании или для своего продукта - смотря что он там неосторожно "отрекламировал".

    Тот, кто осуществляет массовые рассылки по электронной почте, не является представителем Provid/BBDO - и в рекламе, скорее всего, ничего не смыслит. Он соблазняет рекламодателей дешевизной и широким охватом, умалчивая о побочных эффектах таких мероприятий. А то, что дешево, редко бывает качественным.

    Конечно, находятся и люди, которые готовы оправдать спам. Они начинают сравнивать его с обычной рекламой и даже с баннерами. Да чё там беспокоиться, мол: удалил лишние письма - и все. Есть даже мнение типа "…Почему, какие-то люди решили, что спам вне правил, и заставляют меня копаться в сети и искать нужное?".

    Аналогия с обычной рекламой явно неудачна и даже притянута за уши. Пешеходы не платят за бигборды на улицах, а телезрители не платят за просмотр рекламных видеороликов на ТВ. И уж, конечно, никто не платит за просмотр баннеров. Более того, в браузере есть возможность отключить загрузку графики. От спама же избавиться куда как труднее.

    Впрочем, за рубежом уже есть прецеденты такого рода.

    Например, у некоего Френсиса Уи, гражданина США, в один прекрасный день лопнуло терпение - и господин Уи решил избавиться от назойливых предложений, атакующих его электронный почтовый ящик. По контактной информации в рекламной рассылке он выяснил место жительства спамера - им оказался некий Джордж Мур - и разместил эти данные на своем веб-сайте с призывом ко всем пострадавшим - подать на указанного спамера в суд.

    И знаете что? Люди откликнулись. Только они не стали подавать в суд - нет, они просто звонили спамеру по телефону, оставляли угрозы на автоответчике и подписали его на рассылку бесплатных бумажных каталогов и рекламных объявлений.

    Джордж Мур оказался малым нескромным и возымел наглость подать иск в суд на борца за справедливость с требованием убрать из сети страничку с адресом и контактными данными истца. Но судья отклонил иск, поскольку ответчик - Френсис Уи - никаких противозаконных действий не предпринимал.

    Кстати, эта история имела в некотором смысле продолжение. Недавно компания America Online подала в суд на нескольких спамеров - и среди них снова оказался Джордж Мур! Ответчики обвиняются в несанкционированной рассылке более миллиарда рекламных писем, и от каждого из них юристы AOL требуют по 10 млн. долл. США и прекращения всяких рассылок.

    Не отстают от Запада и русскоязычные специалисты.

    Например, в Рунете появилась бесплатная служба фильтрации спама. Для ее использования нужно зарегистрироваться на сайте и указать адрес электронной почты, на который следует пересылать отфильтрованные сообщения. Остальные ящики нужно настроить так, чтобы почта с них перенаправлялась на адрес типа @spamtest.ru.

    Сама система не является заменой почтовому сервису, и письма там не хранятся. По заявлениям разработчиков, "Спамтест" позволяет отсеивать 85-95% спама.

    Другим путем решили пойти российские пользователи, разгневанные письмами от Центра Американского Английского. Эта рассылка приходит к ним ежедневно и в огромных объемах.

    "Русский журнал" предложил всем желающим начать борьбу с пресловутым "центром". Для этого 17 апреля 2003 года следовало позвонить по одному из телефонов этой организации и предельно подробно расспросить операторов о предоставляемых центром услугах, а также, по возможности, записаться на курсы американского английского. На вопрос "откуда вы о нас узнали" нужно было отвечать, что из рассылки.

    В тот день девушки, отвечающие на телефонные звонки, говорили охрипшим голосом и нервно хихикали. Однако россиянам не удалось одержать победу в первом же раунде - и они готовятся к следующему.

Рецепты

    Ну и напоследок - несколько честных способов избежать спама.

  • Не публикуйте нигде свой е-mail, полученный у провайдера.
  • Заведите несколько бесплатных почтовых ящиков и перенаправляйте письма оттуда на первичный е-mail.
  • В форумах и на досках объявлений используйте свои вторичные электронные адреса, по возможности видоизменяя их примерно таким образом: namedomain.com.
  • Если спам пришел с реального адреса типа ivanoff@provider.net, перешлите полученное письмо на адрес abuse@provider.net со своей жалобой на абонента ivanoff.
  • Попробуйте настроить фильтры для входящих писем по ключевым словам в теме письма.
  • Не отвечайте спамеру, даже если он указал реальный обратный адрес - ваш e-mail будет помечен как действующий.


    Существуют, конечно, и другие методы борьбы со спамерами - тут все зависит только от вашей фантазии. Возможно, именно вы когда-нибудь предложите уникальное средство против спама и станете интернациональным героем.

Счетчик