Недобросовестные работодатели

ООО "Агрос Эко"



* Недобросовестные работодатели * ООО «Агрос Эко» * Зоомагазин «Бетховен» * Логистическая компания «Медиа-Экспресс» * Межинком СВ * ООО «Хот Лайн» *






"Неистребимы суть жадность и глупость человеческия."



    ООО "АгросЭко" образовалось уже больше 10 лет назад. За эти годы компания успела развиться в довольно мощную структуру, подвизаясь на ниве торговли алкогольными напитками оптом и в розницу. Успела она также обзавестись и братом-близнецом, имеющим тех же хозяев. Называется он ООО "ВинАрт" и все, о чем дальше пойдет речь, в равной мере касается обеих компаний.

    Алкогольный рынок России (в части, касающейся импорта, о котором и пойдет речь), как и любой другой сформировавшийся рынок, имеет давно и четко очерченные правила игры и устоявшийся круг участников, в который не слишком просто попасть. Рынок имеет ярко выраженную трехуровневую иерархию. На вершине пирамиды правят бал импортеры, поделившие между собой и подмявшие под себя все известные международные торговые марки. Далее идут дистрибьютеры "второй руки", торгующие оптом в регионы и крупные города. К этим, вторым, и относятся наши "Вин Арт" с "Агрос Эко". Третий эшелон - мелкие оптовики, торговые сети, розница и заведения, торгующие спиртными напитками в розлив.

    Теперь попытаемся дать характеристику совокупности двух компаний, занимающих на рынке импортного алкоголя Москвы и России достаточно заметное место.

Отношения с поставщиками.

    У "АгросЭко" и "ВинАрта" порядка двух десятков поставщиков. Естественно, обороты по каждому из них сильно отличаются объемами и суммами. Периодически происходят разрывы или ослабления отношений с отдельными поставщиками, завязываются отношения с новыми. Неизменными являются два поставщика. Каждый со своим эксклюзивным "брендом". Один из этих "брэндов" - игристое вино (а-ля шампанское) "Серебряный Век". При стоимости (отпускная цена "Агрос Эко") около 200 руб. за бутылку и при качестве, сопоставимом с качеством отечественного ширпотребного "шампусика" от ООО "Корнет", но с претензией на "высокий вкус". Не удивительно, что продажи этого "нектара для избранных" по всей России-матушке не превышают 16 000 бутылок в год. После многолетних усилий. И, похоже, не будут расти, т.к. на рынке элитных игристых вин места заняты давно, на рынке "средней паршивости" конкуренты жмут, а на рынке "ширпотреба" цены другие. Да и из этого объема львиная доля (900 бутылок в месяц = 10 800 бутылок в год) уходит в сеть казино "Кристалл". Видимо, тамошним клиентам оно нравится.
    Второй "брэнд" - гранатовый сок. Сок себе, как сок. Азербайджанский. Одна отличительная особенность: "правильная" цена. Маленький пример. Зима. Авитаминоз. Купил коробку сока (восемь литров) в родной фирме, со скидкой "для своих", естественно. Прогуливаюсь по рынку в подмосковном городке, смотрю: - Оппаньки... сок ... гранатовый ... азербайджанский ... (другого, правда, производителя), но на 15% дешевле чем я купил! Беру бутылку, сравниваю вкус, цвет, запах... Все один в один. Прикидываю: рыночный ларек накрутил 15%, тот кто привез - тоже не обеднел. Сок - то, у оптовика чуть не вполовину дешевле должен быть, чем я купил в любимой комании "АгросЭко"! Вывод: Отличные цены, отличный "брэнд". "Наршараб" называется.

    Ладно, ценовая политика украинских виноделов и азербайджанских сокодавов нас мало трепыхает. Двигаем дальше. А дальше речь пойдет о том, что большинство ребят, ввозящих в Россию виски, брэнди и прочую текилу, кроме "ударных" высоколиквидных напитков каждый имеет еще приличный набор такого уксуса, который брать никто не хочет. Но им этот уксус продавать надо позарез (иначе им, видимо, местная французская или там еще какая ассоциация виноделов харакири и сеппуку замастырит). И они от наших горемык ("АгросЭко" и "ВинАрт"), соответственно, требуют продаж продукции в соответствующих пропорциях. Да чтобы соотношения продаж оптовым региональным партнерам и розничной мелюзге тоже имели определенные пропорции. Да не моги тронуть клиента, обозначенного поставщиком как "стратегического". И изволь ежемесячно предоставлять отчет о своей деятельности. Вобщем, сплошная плановая экономика да недобросовестная конкуренция!
    Естественно, за выполнение поставленных планов и программ поставщики, их навязывающие, подписываются предоставлять скидки на поставку товара, отсрочки платежей, выплачивают "бонусы", дают "свободный товар" и т.п. Вся жизнь - игра! Кто из читателей ни разу не был обвешен на рынке? В торговле господствует принцип: "Обмани ближнего своего". Естесственно, что "Агрос Эко" и "Вин Арт" не стали исключениями из правил. Большой привет компаниям "Беверидж анд Трэйдинг" (БЭТ в просторечье), "Перно Рикар Русс" (Русь), "Руст" (владелец марки "Русский Стандарт"), "Артемовский завод шампанских вин", "Русский Рецепт", "Вайт Холл", "ВАГР", "ГРАФТ", "Немирофф", "Казумян", "СПИ-Трейд", "Торговый Дом Смирновъ", "Рос-Алко Нева", "ТД Ладога", "ТПГ Кристалл" и прочим разным там еще ... Если Вы хотели цифры, Вы их получали и будете получать. Такие, какие хотите, со всеми Вашими заморочками, условиями по ассортименту, стоп-листами и в нужные Вам сроки. Но это заслуга не отделов продаж "АгросЭко" и "ВинАрт", а малюсенького отдела IT компании "АгросЭко". Зато всем приятно, всем хорошо. Все торгаши выполнили план. Каждый получил свой "бонус". Ура!

Отношения с клиентами.

    Отношения с клиентами, как понятно из предыдущего раздела, кнутом и пряником заставить продавать неликвидный уксус. Так как ходовой раскрученный товар (типа продукции компании "Немирофф") народ с руками отрывает. Но ходовой продукции периодически не хватает. А уксус стоит, занимает место на складах, деньги держит. Естесственно, не каждый клиент готов вкладываться в уксус и самогон, даже если он французский. Но на рекламную кампанию деньги тратить ... Еще ладно, если это деньги поставщика, а свои - жаба душит!
    Так вот и давила жаба все благие начинания. За почти два года работы в компании "Агрос Эко" я ни разу не видел ни одной более менее масштабной маркетинговой кампании, инициатором которой выступили бы "АгросЭко" и "ВинАрт" без инициативы со стороны компаний-импортеров.

    А с особо несговорчивыми клиентами, не желающими тратить деньги и торговые площади на неходовой уксус, расставались. И вот результат. Список клиентов за два года обновился на 80%. А количество компаний, имеющих лицензии на работу с алкоголем во-первых конечно, во-вторых весьма ограниченно. Вывод? По кругу, по кругу, по кругу. Если удастся вернуть потерянных клиентов. А для этого нужен грамотный персонал, а об этом - в следующем разделе.

Кадровая политика.

    А кадровая политика компаний "Агрос Эко" и "Вин Арт" предельно проста: платить поменьше, гонять побольше. Результат такой политики закономерен. Высокая текучка кадров. Причем не только рядового персонала, который в среднем держится тут 3 - 5 месяцев, а даже менеджеров уровня начальника отдела. Причем не только, скажем, главные бухгалтеры, но и начальники отделов продаж меняются раз в полгода, год (это максимум). Благодаря драконовской системе муштры, увольняющиеся сотрудники пользуются хорошим спросом в фирмах-конкурентах. Еще-бы! Такая кузница кадров. Но представители торговых отделов - разговор особый. Это, можно сказать, элита. У них даже премии бывают (если маркетинговый бюджет поставщиков предусматривает поощрения). Все же остальные службы компании - обслуга. Голый оклад. За ошибки или другие нарушения - штрафы. В случаях же форсмажорных и авральных - устная благодарность и то большая редкость. Маленький пример. Нагрянули как-то дядьки из породы МВД-образных. Не получив взятки сходу, начали трясти документацию. Отбивались от них долго. В поединке участвовали: генеральный директор (по совместительству совладелец компании), два бухгалтера, секретарь и сотрудники отдела IT. В 21:30 бой был завершен. Заместитель главбуха получила премию аж 200 рублей, второй бухгалтер - 150. Это был ЕДИНСТВЕННЫЙ на моей памяти случай премирования сотрудников, не занятых продажами! При этом штрафы за допущенные ошибки, невыполнение планов (чаще всего нереальных) - обыденное ежемесячное явление. Рабочий день при этом безразмерный. С утра и пока не упадешь.
    Самое интересное, что на руководящие должности подбираются кадры, достойные удивления и восхищения абсолютной некомпетентностью. Зато друзья друзей президента компании или что-нибудь еще в этом духе. Соответственно, стиль управления напоминает армейскую присказку: "Скажут квадратное катить - катим, скажут круглое тащить - тащим". Корпоративная этика как явление отсутствует. Лексикон генерального директора - из трех произнесенных слов - два матерных (на полном серьезе).
    Да, самый главный элемент кадровой политики, ЗАРПЛАТА. По московским меркам - средненькая зарплата, по отрасли - ближе к хвосту. "Белая" (официальная) составляющая: 10% от выдаваемой на руки. Выплачивается раз в месяц, всегда после окончания рабочего дня. Задержки по выплате - незначительные. Соцпакет: больничный оплачивается по "официальной" зарплате. Два двухнедельных отпуска (оба в период с мая по сентябрь), оплачиваемые по полной ставке. Все. В случае увольнения, последняя зарплата (расчет) - по "официальному" окладу.

Распределение сфер ответственности.

    Ответственность за содеянное несет тот, кому ее больше не на кого переложить. Стиль управления такой же. Каждый управленец, имеющий в названии должности слово "начальник" или "директор" (а таких много), совершенно искренне уверен, что имеет право дать "срочное" задание сотруднику любого подразделения. Особенно любим по этой части многострадальный отдел IT. Все проблемы, требующие напряжения мозгов или нажатия больше трех клавиш волокутся туда. Причем попытка объяснить, что у припахиваемого сотрудника есть своя работа - срочная - ответственная - обратитесь к начальнику отдела, вызывает приступ детской обиды, угрозы физической и финансовой расправы над саботажником и т.п.

Техническая политика.

    Тут тоже все в ажуре. Техника работает пока не сломается совсем. Закупается заведомо морально устаревшая, но у "правильного" поставщика (т.е. друга президента) и по "правильной" цене. Где уж эти "друзья" президентские ухитряются добывать ламповые (CRT) мониторы - "пятнашки" и шариковые мышки без колеса - об этом история умалчивает. Но ни в одной уважающей себя фирме я таких раритетов уже давненько не вижу.
    Одна деталь, правда, позитивная все-таки есть. На расходные материалы (сиречь картриджи для принтеров и копиров) руководство "АгросЭко" и "ВинАрт" не скупится. Вторично заправленные картриджи не закупаются.

    Что касается другой техники, как не специалист, комментировать не берусь. Могу сказать только, что разъездные автомобили (ГАЗели и ВАЗ-2104) покупаются хоть и новые, но все какие-то хреновые. Наверное, тоже у "друзей" президента...

Подводя итоги.

    Если Вы намерены работать торговым агентом, у Вас нет опыта работы, Вы стрессоустойчивы и не претендуете на большие личные доходы, Вам имеет смысл устроиться в компанию "Агрос Эко" или "Вин Арт". Поработать годик-другой, набраться опыта, изучить алкогольный ассортимент, рынок, завязать знакомства с клиентами перед тем, как искать вакансию в более приличном месте.

    Если же Вы специалист, имеете опыт, квалификацию и амбиции выше чем "ниже плинтуса", то ловить Вам в вышеобозванных компаниях нечего. Вершины мастерства и финансового благополучия будут Вам не доступны.

Бывший сотрудник ООО "АгросЭко".

P.S. Письмо, полученное нами 07.01.2006

    Как бывший сотрудник ВинАрта почти во всем с Вами соглашаюсь, за исключением: ВинАрт создавался независимо от Агрос-Эко, авто покупаються не у друга директора, а самые дешевые (это обязанность Рустама, если конечно он Вам знаком). Некоторые начальники отделов работают еще с древних времен, например нач. отдела по работе с магазинами.

С искренним уважением ******* *******.



Счетчик