Автострахование




Простая правда обязательной автостраховки.


У населения отбирают 1,383 млрд долларов в год



Предлагаем вашему вниманию расчеты, показывающие, что ставки ОСАГО завышены минимум в 3 раза.

Закон, заставляющий всех застраховать свою гражданскую ответственность вступил в силу. Страховые компании довольно потирают руки в предвкушении огромных прибылей. Действительно, добровольное страхование, которое давно существует и предлагается автомобилистам по цене от $100 в год не привлекло большого количества желающих, а тут, протолкнув через Думу закон, а через правительство тарифы, страховщики принудили 30 млн автовладельцев России страховаться у них, да еще и по большей цене.

Вот простые и понятные каждому расчеты, показывающие, что с автовладельцев хотят ежегодно собирать дань в 3-5 раз большую, чем необходимо.

В среднем за каждый из 30 млн российских авто страховщики получат около 2500 руб. , а всего - около 75 млрд руб. в год. Запомните эту цифру.
Существует официальная статистика ГИБДД о ДТП за 2002 год. Она находится на сайте ГИБДД и доступна любому.
Вот данные по России в целом. Произошло ДТП -- 184,365 при усредненной сумме страховых выплат 60 тыс. руб., то есть всего должно быть выплачено 11 млрд руб.
Погибло 33,243 человека (средняя сумма выплат 160 тыс. руб., всего -- 5,3 млрд руб.).
Ранено 215,678 человек (80 тыс. руб., 17,2 млрд руб.) Итого - 33,5 млрд руб.

Соберут 75 млрд, а выплатят не больше 33,5, разница составляет примерно 1 миллиард 383 миллиона долларов!

Теперь подробнее об этих расчетах.

При определении усредненной выплаты по ДТП мы исходили из того, что максимальная сумма страховки определена в Тарифах в 120 тыс.руб., 60 тыс. руб. - половина этой суммы. Максимальная сумма по ущербу здоровью - 160 тыс.руб. Наверное нанести больший ущерб, чем убить - невозможно, поэтому для расчета взята максимальная сумма. Если считать, что ранение меньший ущерб, чем смерть, то половина от 160 тыс. руб. кажется справедливой выплатой. Кроме того 160 тыс. руб.+80 тыс. руб.=240 тыс. руб. - это максимальная сумма возмещения причинения вреда здоровью для двух и более потерпевших.

Но на практике выплаты будут гораздо меньше 33,5 млрд руб. !

Право на страховое возмещение имеют только невиновные потерпевшие, а не вообще все. А в статистических данных приводится общее число погибших и раненых, водителей, их пассажиров и пешеходов виновных и не виновных. Большое количество ДТП происходит по вине пьяных водителей, а в этом случае страховая компания имеет право согласно ст.14 Закона ОСАГО взыскать впоследствии страховую выплату с виновного водителя, что существенно уменьшит их затраты.

Можно сделать следующее предположение - количество погибших или раненых пешеходов составляет 30% от общего числа, а число виновных водителей среди оставшихся погибших и раненых - половину, так как из двух столкнувшихся водителей один не виноват (а если виновны оба - еще лучше - никто ничего не получит).

Пассажир и виновного водителя и невиновного, конечно, всегда не виноват. Из пешеходов в ДТП по статистике виноваты 70%.

Пересчитаем теперь число погибших и раненых, которые могут претендовать на страховую выплату, исходя из этих уточнений.

Погибшие - 33,243 человека. Из них пешеходов - 11,000 (в том числе 3,300 невиновных), водителей и пассажиров - 22,000 (16,500). Таким образом, могут получить страховку 19,800 человек.

Раненые - 215,678 человек. Из них пешеходов - 72,000 (в том числе 22,000 невиновных), водителей и пассажиров - 144,000 (108,000). Таким образом, могут получить страховку 130,000 человек.

Пересчитывая общую сумму выплат по указанным выше усредненным ставкам, получаем 24,6 млрд. руб. Чтобы собрать такую сумму (учитывая необходимую страховщикам прибыль 20%) с каждой из 30 млн. машин, нужно всего 984 руб. в год, то есть $33.

Для всей России тарифы завышены примерно в 3 раза.

Проведем теперь такие же расчеты по Москве, где зарегистрировано порядка 2,5 млн машин. Здесь самый большой повышающий коэффициент по территории использования - 2 и большинство машин с мощными двигателями, которые оплачиваются с коэффициентом 1,3 и выше. За современные 'Жигули' в Москве придется заплатить 1980х2=3960 руб., за 'Волгу' - от 5148 руб. до 5940 руб., за большинство авто иностранного производства - от 5148 руб - до 6732 руб. Поэтому посчитаем в среднем на московскую машину страховую дань в размере 4,8 тыс.руб. в год, значит в Москве с автовладельцев соберут порядка 12 млрд. руб. в год.

Вот данные по Москве. Произошло ДТП -- 9,285 при усредненной сумме страховых выплат 60 тыс. руб., то есть всего должно быть выплачено 0,6 млрд руб. Погибло 1,259 человек (средняя сумма выплат 160 тыс. руб., могут получить страховку 880 человек, всего -- 0,14 млрд руб.). Ранено 9,866 человек (80 тыс. руб., 5,750 человек, 0,46 млрд руб.) Итого - 1,2 млрд руб.

Такой ошеломляющий результат получился, потому, что московский территориальный коэффициент - 2 , коэффициенты за мощный двигатель ничем не обоснованы. Не считая, конечно, постоянного желания побольше взять у 'богатых москвичей' и поддержать бедную глубинку. И те не менее, итог таков: соберут в Москве 12 млрд, отдадут 1,2 млрд.

Возможно, соберут немного меньше (хитрые москвичи застрахуют свои машины в соседних областях, а ездить будут нарочно именно в Москве), а выплатят несколько больше (юридически грамотные москвичи по судам страховщиков затаскают). Но все же сопоставление двух цифр отличающихся в 10 раз впечатляет.

Незаметный коэффициент беззастенчивого надувательства КБМ.



Есть в Постановлении Правительства о страховых тарифах незаметный такой коэффициентик, истинный шедевр российской бюрократии, который просто потрясает, если посчитать последствия его применения.

Это один из 8 коэффициентов, определяющих, сколько Вам надо ежегодно платить за страховку. Именуется он почти научно - КБМ. Цель его введения как бы вполне благородна и направлена на создание льгот для водителей, не совершающих аварий. А вот и таблица, по которой этот самый КБМ вычисляется. Понять ее с первого раза довольно трудно, поэтому поясню.

Класс на начало срока страхования

Коэф­фициент (КБМ)

Класс по окончании срока страхования с учетом наличия страховых случаев по вине страхователя

0 страховых выплат

1 страховая выплата

2 страховые выплаты

3 страховые выплаты

4 страховые выплаты

М

2,45

0

М

М

М

М

0

2,3

1

М

М

М

М

1

1,55

2

М

М

М

М

2

1,4

3

1

М

М

М

3

1

4

1

М

М

М

4

0,95

5

2

1

М

М

5

0,9

6

3

1

М

М

6

0,85

7

4

2

М

М

7

0,8

8

4

2

М

М

8

0,75

9

5

2

М

М

9

0,7

10

5

2

1

М

10

0,65

11

6

3

1

М

11

0,6

12

6

3

1

М

12

0,55

13

6

3

1

М

13

0,5

13

7

3

1

М


При заключении договора обязательного страхования в первый раз страхователю (владельцу транспортного средства) присваивается "класс 3" - смотрите первый столбик, 5-тая строка. Во втором столбике по этой строчке стоит значение = 1, т.е. этот коэффициент в первый год страхования на вас не влияет. По истечение первого года ваш страховой взнос будет сильно зависеть от того, сколько раз платил ваш страховщик за причиненный вами ущерб, независимо от его величины.

Например, страховщик компенсировал 1000 руб. за одну вашу аварию в год. Идем пока по 5-ой строчке, т.к. на начало года у вас был 3-класс, и в четвертом столбике (1-на страховая выплата) находим ваш класс на следующий - "1-й". Подождите радоваться, это совсем не то, что "водитель 1-го класса", это означает, что к вам на втором году страхования будет применен коэффициент = 1,55 (смотри 3-ю строку, второй столбец). В деньгах это выглядит так.

Если ваши "Жигули" зарегистрированы в Москве, вам больше 22 лет и в первый год вы заплатили
1980 р. х 2 х 1= 3960 р., то теперь вам предстоит выложить на 3960р. х 0,55 = 2178 р. больше!

Итак, страховщик потратил за вас 1000 руб. (а может быть, всего 500руб.), причем получил 3960 руб. Но ему этого мало, он в следующем году получит с вас 3960 руб. и еще дополнительно 2178 рубля. И опять не все!

Смотрим таблицу. Третий год после начала страхования и второй год после той самой 1000-рублевой аварии вы начинаете со "2-го" класса (если, во второй год у вас не было даже самомалейших аварий). Вторая строка в первом столбце и та же строка в третьем столбце. Этот самый 2-й класс не намного лучше 1-го, для него коэффициент =1,4. А это означает, что и второй год после аварии вам придется заплатить страховой взнос больше на 0,4 х 3960р.= 1584 рубля.

Неутешительный итог таков. Если страховщик заплатит за вашу аварию небольшую сумму, до 3762 рублей (а в эту сумму укладывается очень много мелких ДТП типа поцарапанных крыльев, разбитых фар, поворотников и т.д.), то он получит ее обратно в течение 2-х ближайших лет, опять таки не считая "основной страховки", которую, надо полагать страховщики, Правительство и Дума рассматривают, как некий налог на право дышать.

Рассмотрим теперь не такие щадящие примеры.

Вы - женщина, москвичка, которой муж подарил скромный "Гольф" с двигателем 105 л.с., чтобы самостоятельно посещать: различные места, которые так любят посещать молодые интересные женщины только что получившие "права". Первый в вашей жизни страховой платеж составит: 1980р. х 2 х 1,15 х 1,3 = 5920,2 рублей.

И вот, с кем не бывает, разворачиваясь на стоянке перед парикмахерской, вы задели крыло соседней машины. Сумма ущерба определилась в 100 у.е. "Ерунда, машина застрахована, - думаете вы,- Страховщик заплатит". Однако, вместо веселого настроения в голову полезли неприятные мысли, вы пытаетесь их отогнать, звоните по мобильному домой, чтоб не волновались, и в этот момент, не замечая загоревшийся "красный", слегка въезжаете в багажник остановившимся перед вами "Жигулям". Оценим это еще в 100 у.е.

(другие деньги у вас в кошельке встречаются редко)

После этого, вы можете не садиться за руль месяц, а может быть и весь год, но когда на следующий год придется продлевать страховку, посчитайте, сколько придется заплатить.

Смотрите - за две аварии в год вам сразу присвоят "класс М" (5-я строка, 5-й столбец), и коэффициент вырастет до 2,45.(Какая, однако, точность! Именно 2,45. Да, им чужих денег не надо, а было бы надо, так все 3 написали, или хотя бы 2,5) и вы заплатите в последующие годы после 2-х аварий лишних
В 1-й год:1,45 х 5920,2 = 8584,29 рубля
Во 2-й год 1,3 х 5148 = 6692,4 рубля
В 3-й год 0,55 х 5148 = 2831,4 рубля
В 4- год 0,4 х 5148 = 2059,2 рубля
ИТОГО : 20167,29 рублей!!! (т.е. примерно $650 !)

Как человек разумный, вы, конечно, поймете, что лучше заплатить потерпевшим на месте, не сообщая об аварии и не связываясь ни с какими страховщиками не только $200, а и все $600, чем потом в течение 4-х лет платить за то же самое лишних 20167,29 рублей!!! И это не считая обязательных 21364,2 рублей.

А что же, если аварии будут по одной в год, но два года подряд? Еще хуже! Сверх обязательных взносов вы заплатите:
1-год 0,55х5920 руб. = 3256 руб (У вас 1-й класс, Кбм=1,55, вы совершаете еще одну аварию).
2-й год 1,45х5148 руб. = 7464,6 руб. (У вас "М" класс, Кбм = 2,45, аварий нет).
3-й год 1,3х5148 руб. = 6692,4 рубля (У вас "0" класс, Кбм = 2,3, аварий нет).
4-й год 0,55х5148 руб. = 2831,4 рубля (У вас "1" класс, Кбм = 1,55, аварий нет).
5-й год 0,4 х 5148 = 2059,2 рубля (У вас "2" класс, Кбм = 1,4, аварий нет).
И только на шестой год после двух аварий и 4-х безаварийных лет, у вас снова 3-й класс и вы не платите лишнего. Но за эти долгие годы страховая компания отберет у вас сверх обязательных еще 22303,6 рубля ( т.е. более $730) !

Попробуем теперь выработать стратегию поведения при аварии. Если ущерб по вашей вине больше $800, то есть смысл обращаться к вашему страховщику - он потратит больше, чем сможет забрать потом у вас. Если меньше, в интервале от $300 до $700, то остается гадать - совершите вы в этом или следующем году еще одну аварию или нет, и на какую сумму. И в любом случае, при сумме ущерба менее $300 - платите сами, иначе больше потеряете.

Невольный крик рвется наружу : "Уж если даже по $300 выгоднее заплатить самому, то где же тут страхование?!" И тут приходит вторая мысль: "А ведь таких ДТП минимум 50% от всех! Грабят! Грабят просто средь бела дня на законных основаниях. И кто? Родное государство, которое некоторые несознательные граждане именуют главным бандитом. Может быть и верно".



По материалам рассылки Новости с позиции личного кошелька

Счетчик