* Другие статьи *



Провокации в интернете.

    Подделка, провокация - древнейшие человеческие изобретения. Причем зачастую они идут рука об руку. А технический прогресс только открывает перед провокаторами новые возможности. В последнее время в интернете появляется все больше фальшивых сайтов различных организаций. Основная задача фальшивок - провокация. Зачем это делается? Как отличить заведомо провокационный сайт от подлинного? Попробуем разобраться.

    Хотя создавать и использовать в тех или иных целях фальшивые интернет-сайты начали не вчера, широкое распространение эта практика получила лишь недавно. Например, за последние полгода только в Рунете произошло примерно полтора десятка подобных скандалов, два из которых выплеснулись за пределы интернет-тусовки и имели весьма серьезные последствия. Первый такой скандал - это появление фальшивого сайта Генпрокуратуры РФ с провокационным содержанием. Теперь уже ясно, что это была лишь часть масштабной информационной кампании по защите Ходорковского. Самое интересное, что и тогда всем было ясно, что сайт фальшивый - ну не станет российская Генпрокуратура размещать сайт в доменной зоне .info при том, что существует зона .ru! Однако же шуму наделали-и-и... Не было ни одного выпуска теленовостей, в котором не преподносилась бы эта новость. А значит, заказчики, кем бы они ни были, поставленной цели достигли. Тем более, что Генпрокуратуре приходилось все время оправдываться (ну не мы это!!!), а оправдывающаяся Генпрокуратура - зрелище смешное и печальное одновременно.

    Второй скандал разгорелся, когда за два дня до президентских выборов неведомые злоумышленники создали фальшивую веб-страницу газеты "Красная звезда". А на этой странице разместили "интервью" министра обороны Сергея Иванова, в котором он якобы положительно отзывался о привлечении гомосексуалистов к службе в армии. Конечно, это поддельное "интервью" не смогло нанести серьезный урон репутации министра - все равно в течение ближайших нескольких дней все введенные в заблуждение узнали правду. А к тому, что по мере приближения выборов растет количество хорошо проплаченной грязи и клеветы, все уже давно привыкли. Но в тот момент до президентских выборов оставались считанные часы - и этих самых "нескольких дней" для выяснения истины просто не было.

    Остальные провокации были как-то помельче и такого "шороху" не наделали, но все равно удивили. Например, появление явно провокационного сайта "Макдональдс в России". До сих пор не понятно, что же это было - удар антиглобалистов, "черная" PR-акция вегетарианцев или что-то еще.

    Сегодня фальшивые интернет-сайты - это, как правило, элементы "черных" PR-технологий. По крайней мере, "в шутку" их уже давно никто не делает - теперь у подобного бизнеса всегда есть конкретные заказчики. И чем более "продвинута" в технологическом плане страна, тем чаще там прибегают к "высокотехнологичному" "черному пиару". Например, целая эпидемия "фальшивосайтостроения" разгорелась во время недавних президентских выборов на Тайване. Там практически каждый кандидат в президенты, каждая крупная политическая партия или группа получили от недоброжелателей "в подарок" фальшивый сайт (а то и не один) с провокационным содержанием.

    Другой пример: американские спецслужбы приступили к массовому созданию и размещению в интернете фальшивых двойников наиболее известных сайтов радикальных исламистов. Со своим, тщательно подготовленным контентом, разумеется...

    Тем, кто собирается заняться изготовлением фальшивых сайтов, стоит помнить о том, что интернет-провокаторы неизбежно совершают целый букет уголовных преступлений. Это и незаконное использование торговой марки, и клевета, и хулиганство, и мошенничество. Правда, пока что-то не слышно о судебных процессах над создателями провокационных сайтов-двойников, но, думается, это вопрос времени.

    Возникает вполне логичный вопрос: как же отличить сайт-фальшивку от подлинного сайта какой-либо серьезной организации. Такой вопрос вполне может возникнуть, если, к примеру, на сайт вас вывела поисковая машина, ориентируясь по контенту. Скажем сразу: по дизайну подделку не отличишь - создатели фальшивых сайтов обычно тщательно копируют оформление сайта-оригинала. Дело нехитрое. Так что придется действовать другими методами.

  1. Для начала внимательно присмотритесь к адресу сайта. Там проще всего обнаружить несоответствие. Например, если поставлена задача скомпрометировать сайт "имя_сайта.ru", то фальшивка, скорее всего, будет иметь адрес типа "имя_сайта.org.ru" или, как в случае с Генпрокуратурой, "имя_сайта.info".
  2. Посмотрите, кем и как ведется раскрутка фальшивого сайта. Создать и разместить сайт, оставаясь полностью анонимным, в принципе, несложно, но вот при раскрутке уже наверняка "уши вылезут". Кстати не исключено, что в случае широкого распространения практики интернет-провокаций, в конце концов, появится и профессия "интернет-детектива".
  3. Создание сайта-фальшивки имеет смысл, только если значительное количество неискушенных пользователей Сети могут принять ее за оригинал. Это требует буквально филигранной журналистской работы над контентом. Если в вызывающем подозрение (или просто удивление) тексте на серьезном ресурсе попадаются грамматические ошибки, логические несоответствия и прочие проколы - это лишний повод усомниться в его подлинности. Кстати, просроченные новости - тоже повод задуматься.
  4. "Пишите нам". Любой ресурс указывает e-mail для обратной связи с создателями. Поищите несоответствия тут. Например, если в качестве контактного адреса указан почтовый ящик на одной из бесплатных почтовых служб (или вообще отсутствует), то перед вами почти наверняка фальшивка.
  5. Форумы и гостевая книга. Серьезные, известные веб-ресурсы серьезных организаций, как правило, имеют гостевую книгу и форумы, причем и то, и другое буквально набито сообщениями. Понятно, что свежеизготовленная фальшивка при всем желании ничем подобным похвастать не сможет.

Виктор ДЕМИДОВ


Источник: Компьютерные Вести On-line

Счетчик